Andrey Yatsenko06.08.2008

В качестве первого объекта рубрики «Разбор полетов» был выбран фрагмент из мультфильма студии «Арменфильм» «Ух ты, говорящая рыба!».

Используются методы:
- подстройка к реальности клиента;
- ратификация;
- конструирование трансовой реальности (метафора);
- утилизация буквализмов;
- методы логической и пространственной дезориентации в заранее сконструированной трансовой реальности (факты и связи между ними перемешиваются в случайном порядке, логической связи нет).

Get the Flash Player to see this content.

Детальный разбор с транскрибом:

- Кто там?
- Это яяя, Добрый Эээх. Я здееесь.
- И я здесь! (открытие фрейма, подстройка)
- А ты кто такой? Откуда взялся?!
- С того берега моря! (выдается отрывочная информация, запрос на продолжение диалога)
- На чем приехал?
- Оседлал хромую блоху, сел и приехал! (выдается отрывочная информация, запрос на продолжение диалога, начало конструирования трансовой реальности)
- Море что — лууужа?
- Может и лужа, да только ту лужу орел не перелетел! (ратификация «может», принятие реальности собеседника, конструкция «да, но»)
- Зачит орел — птенееец?!
- Наверное птенец, но только тень от его крыльев город закрывает. В городе ночь настает! (ратификация «наверное», принятие реальности собеседника, конструкция «да, но»)
- Город небось крооохотный!?
- Через тот город заяц бежал не перебежал! (скрытая конструкция «да, но», начало ведения собеседника в уже сконструированной реальности)
- Выходит заяц — маааленький!?
- Заяц как заяц из его шкуры тулуп вышел! (полное ведение собеседника, окончание построения трансовой реальности)
- Куда вышел?
- Вышел из того города, где заяц бежал, на который тень от орла упала и пошел куда глаза глядят! (сборка связей сконструированной трансовой реальности с перечислением ее компонентов)
- Чьи глаза? (буквализм)
- Глаза того тулупа, который из шкуры зайца вышел в городе, где ночь настает, когда над ним птенец пролетает верхом на хромой блохе! (умелая утилизация буквализма, начало запутывания связей трансовой реальности)
- Чеегооо?
- Чего, чего! На хромой блохе с того берега моря, которого зайцу не перелететь, орлу не перебежать, хоть море не море, а так, лужа посреди города, где тень от блохи на зайца упала и насмерть убила, а из шкуры зайца тулуп вышел и пошел куда глаза глядят… Тут заяц кааак прыгнет! (запутывание связей, логическая и пространственная дезориентация в пределах трансовой реальности, перегрузка)
- Какой заяц!?
- Насмерть убитый! Как прыгнет, куда глаза глядят. А что тот берег моря который не перелететь, не перебежать. Из которого тулуп вышел и в котором тень от блохи упала и зайца убила. Хоть заяц не заяц, а орел! (продолжение логической и пространственной дезориентации, перегрузка)
- Какой заяц?!!! Какой орел?!!! Какая блоха!??? Аааа!!!
- Ха-ха-ха. Повторить? Ну значит, та самая блоха с того берега лужи… (реиндукция трансовой реальности, моментальная перегрузка)
- Ааааааа!!! Хваааатит!!!! Ооооо!!!!
- Эй, погоди, далеко еще до рассвета! (закрытие фрейма)

Резюме:
Подстройка. Открытие разговорного фрейма с конструированием трансовой реальности в виде метафоры. Реальность имеет четкие и ясные объекты и связи. После окончания конструирования реальности идет перелом (в данном случае в виде буквализма), после чего реальность, создаваемая рассказчиком, становится полностью реальностью клиента. На этом этапе логические и пространственные связки начинают рваться и куски реальности начинают сочетаться друг с другом в случайном «псевдологическом порядке». Параллельно идет возрастание темпа речи.

Итог — дезориентация, перегрузка.